Известный чешский производитель легковых и коммерческих автомобилей - ŠKODA Auto a.s. является частью автоконцерна Фольксваген.
История Шкоды прослеживается с конца позапрошлого века и связана с хронологией двух компаний – это пара фабрик по производству машин и стали на территории чешского города Пльзена, а также некрупная машиностроительная фирма Laurin&Klement Co (ЛК).
Изначально фабрика в Пльзене выпускала различные металлоконструкции, а также оснащение для пивоварен и сахарных мельниц, пока в 1869 году хозяином предприятия не стал неутомимый бизнесмен по имени Эмиль Шкода. После этого дела предприятия резко пошли в гору, фабрика расширилась; занималась она экспортом сахарных мельниц, а также ковкой и литьем судов – гражданских и военных.
Накануне Первой мировой войны именно Шкода была главным поставщиком вооружения в Австро-Венгрии и к моменту военных действий полностью сосредоточилась на производстве армейской продукции. Были созданы филиалы Шкоды за границей, а в стенах родного чешского завода в Пльзене было занято 35 тысяч рабочих.
С наступлением мирного времени производство не остановилось. Теперь Шкода производила паровозы и самолеты, станки и турбины, различное электрооборудование и, конечно, автомобили. Столь широкий размах деятельности и особенно производство машин стали осуществимыми за счет слияния с фирмой Laurin&Klement Co.
Эта компания - Laurin&Klement Co – работала с 1895 года и принадлежала паре предпринимателей – инженеру Вацлаву Лаурину и его тезке, Вацлаву Клементу, книжному торговцу. Именно Вацлав Клемент, настоящий фанат велосипедного спорта, решил приступить к созданию велосипедов собственной конструкции после того, как его двухколесный «конь» сломался, а добиться ответа за негодное качество от производителя не удалось даже после ряда гневных обращений. Его напарником стал механик Вацлав Лаурин, вместе с которым он и открыл новую компанию, наладив выпуск велосипедов собственного дизайна под маркой «Славия».
Чтобы не отставать от современных им тенденций, партнеры решили снабжать модели своих велосипедов компактными двигателями – так с 1899 года в Праге были выпущены первые мотоциклы компании, которые продавались не столько у себя на родине, сколько за границей.
А через шесть лет Laurin&Klement совершили новый скачок в развитии, занявшись производством машин. Первая модель под названием Voiturette заводилась посредством V-образного силового агрегата в семь лошадиных сил, объемом 1005 кубических сантиметров и функцией водяного охлаждения. Эта модель даже победила в гонках на чешской трассе Семмеринг. Первые двигатели на ней были всего двухцилиндровыми, но в течение 1906-1907 годов комплектация авто изменилась на четырех- и восьмицилиндровые моторы.
В этот же период Laurin&Klement из частной компании на уровне семейного бизнеса «перековалась» в акционерное общество.
С 1915 по 1920 годы фирма выпускала автомобиль премиального класса Model M с четырехцилиндровым двигателем, фарами и электрическим стартером, что было техническим прорывом для того времени. В период Первой мировой данную модель сделали грузоподъемной (выдерживала до трех тонн) и оснащали шестилитровым мотором.
Легковушки, грузовики и автобусы, сделанные на заводе L & K, хорошо покупали за границей, в том числе в Японии и в России. К тому же после Первой мировой в арсенале предприятия были уже и моторы для самолетов, и моторизированная сельскохозяйственная техника, в том числе плуги Excelsior, экспортируемые в Россию.
В 1920-х годах дела у компании шли не очень успешно, во-первых, упал спрос на машину в силу экономического кризиса и обеднения населения, во-вторых, на заводе случился большой пожар. Чтобы не разориться окончательно, Laurin&Klement нашли для себя надежного партнера, такого, как хорошо известный концерн Шкода, уже имеющий успешный опыт в области автомобилестроения. Отныне, с 1925 года фирма вошла в его состав и все новые машины стали называться именно ŠKODA.
После слияния с концерном продолжался выпуск и ранее разработанных моделей, например, ставшая классической модель L & K 100 1921 года с четырехцилиндровым мотором объемом 1771 кубический сантиметр.
В 1929 году была представлена дебютная ŠKODA 860, оснащенная мотором на восемь цилиндров мощностью в 60 лошадиных сил. Этот кабриолет или лимузин, в зависимости от версии, достигал скорости в сто километров в час. Но спроса новинка не получила из-за высокой стоимости, в течение трех лет удалось реализовать всего 49 таких маши.
К 1930 году филиал Шкода, сконцентрированный на производстве легковушек, обрел самостоятельность, отделившись от концерна.
Одним из культовых автомобилей 1930-х годов стала компактная модель Шкода 420 Popular, достигающая 80 километров в час. Выпущенный в кузове кабриолет (на четыре места) или родстер, автомобиль часто применялся как карета скорой помощи или коммерческий фургон.
С 1938 года Чешская республика находилась под властью гитлеровцев, заинтересованных в военной технике. Поэтому с конвейера завода ŠKODA в эти годы сходила по большей части милитаризованная продукция – внедорожники, тягачи на гусеницах, особым образом разработанный гибрид трактора и грузовой машины на гигантских колесах под названием Raupenschlepper Ost.
С началом мирного времени Чехия стала «красной», а Шкода стала национализированным предприятием с правом монополии на выпуск легковых машин. На исходе войны немцы бомбили чешский завод с воздуха, но он быстро восстановился, так что уже в 1947 году там было выпущено более пяти тысяч машин модели Popular.
Символом «второй жизни» бренда стала четырехдверная модель Шкода 1200 1952 года выпуска с двигателем мощностью 36 лошадиных сил и двигателем объемом 1221 кубический сантиметр. Этот автомобиль был весьма популярен в версии с кузовом фургон, часто использовался для перевозки пассажиров. В советском Союзе именно на таких машинах в кузове универсал ездили врачи скорой помощи до 1965 года, а за рулями тягачей марки Шкода часто можно было увидеть наших дальнобойщиков. В этот период экспорт Шкоды ограничивался только странами социалистического лагеря.
В 1954 году появился автомобиль Шкода Спартак с кузовом из алюминия и новой вентиляционной системой, в серийном производстве названный ŠKODA 440. Он оснащался силовым агрегатом мощностью в 40 лошадиных сил. А спортивная версия Спартака конца 1950-х годов получила мотор в 50 лошадиных сил и заодно складной верх.
С 1959 года был пересмотрен модельный ряд и машины получили новые имена. Так, ŠKODA 440 стала Октавией, 445 – Октавией Супер, 450 стала зваться Felicia. Появились также и другие модели, вариации предшественников.
Но в 1964 году была выпущена совершенно новая Шкода 1000 MB с мотором в четыре цилиндра и объемом 988 кубических сантиметров, мощностью 45 лошадиных сил.
Спортивная модель с кузовом купе 110 R стартовала в 1970 году, объем двигателя составлял 1.1 литра, а мощность – 62 лошадиных силы. Шкода 120 1962 года имела новый кузов, а также обновленный салон и внешний вид приборной доски, радиаторная решетка тоже смотрелась совершенно иначе.
В 1980-х годах модели Шкоды обзавелись колесами в 13 дюймов и бамперами и особого пластика. Шкода 130, появившаяся в 1984 году, имела пятиступенчатую коробку передач и обладала удивительной маневренностью.
1990 год был отмечен появлением модели ŠKODA Favorit, к созданию которой приложил руку знаменитый Bertone.
А уже через год Шкода стала частью немецкого автомобильного производителя Фольксваген. Первой моделью, созданной под эгидой знаменитого автоконцерна, была Felicia с новыми силовыми агрегатами, в кузове пикап и универсал. Продолжалась также работа над следующими поколениями Шкоды Октавия.
В 1999 году Felicia была заменена Шкодой Фабиа, которая имела настоящий успех, в том числе и потому, что базировалась на разработках Фольксвагена, но при этом имела стоимость ниже, чем тевтонские аналоги. С 2001 года стали появляться различные версии Фабии – более простая и Fabia Praktik – грузопассажирская.
Роскошный лимузин Шкода Суперб, сделанный на базе Фольксваген Пассат, пополнил модельный ряд в 2001 году. Эту модель неоднократно модернизировали, а его третье поколение было обнародовано в 2015 году.
История одной из самых популярных моделей марки Шкода – Yeti – началась в 2009 году. Этот компактный кроссовер, созданный на базе Volkswagen A5, занял четвертое место в соревновании за титул «Европейский автомобиль года» в 2010 году. А в 2011 году с конвейера сошел стотысячный экземпляр Шкоды Йети. Эта модель оснащена рядом инновационных решений, например, противотуманным светом фар, опцией трансформации кресел заднего ряда Vario Flex и так далее.
В 2014 году внимание общественности привлек концепт-кар Шкода VisionC с принципиально новым внешним видом, созданный на разработанной Фольксвагеном базе MQB с мотором, который функционирует либо от бензина, либо от природного газа.
В нашей стране машины марки ŠKODA производятся в Калуге и на территории Нижнего Новгорода. Для сборки авто моделей Октавиа и Йети применяются мощности «Группы ГАЗ». С 2012 года происходит уже не крупноузловая сборка Шкоды, а с полным циклом производства, предполагающим сварку и покраску кузова, и другие работы.
В нашей стране автомобили марки Шкода выпускаются суммарным объемом 350 тысяч экземпляров. Также у нас открывается фабрика по производству 1.6-литровых моторов. Ещё планируется применять в автомобилях Шкода сидения, бамперы , шины и стекла российского производства.
Компания Фольксваген, а вместе с ней и Шкода, уделяют немало внимания развивающимся рынкам. Только в 2014 году прибыль компании равнялась 817 миллионам евро, а реализация марки достигла 1 037 200 экземпляров.
Американская компания J.D. Power and Associates провела исследование, чтобы выяснить, какие именно современные опции в автомобиле наиболее полезны. Результаты показали, что некоторые автолюбители не то что не любят пользоваться некоторыми функциями, но даже не знают, как именно их можно использовать.
Трудно найти человека, не знакомого, хотя бы в общих чертах, с автомобилями марки «Jeep» (Джип), ведь это название стало уже общим для всех мощных внедорожников, хотя официально Джип – это машины, выпускаемые американской фирмой Chrysler.